5 октября в России отмечается День учителя.
Когда-то перед Натальей Николаевной Балдиной стоял выбор: стать медиком или педагогом. Мама-медицинский работник, конечно же, настояла, чтобы дочь выбрала педучилище.
Н.Н. Балдина родилась и выросла в селе Богородицком, здесь же, как говорят, и пригодилась. Пришла работать в родную школу и ни разу ей не изменила. После рождения сына и дочери по совету директора Галины Ивановны Бондаревой, много лет руководившей БСОШ №20, заочно получила высшее образование, закончив факультет психологии и социальной педагогики ЮФУ. Пять лет отработала социальным педагогом, а с 2016 года стала трудиться психологом.
— Наталья Николаевна, в Год семьи мы много говорим о воспитании, семейных проблемах. С чем сталкиваются сегодня современные дети и родители?
— Несмотря на то, что мир меняется, основные проблемы остаются те же — взаимоотношения с родителями, одноклассниками, нежелание учиться, плохое поведение и т.д. В век интернета появилась новая зависимость — гаджеты, в которых «зависают» не только дети, но и взрослые. К сожалению, сегодня очень просто занять ребенка с самого раннего возраста – дать в руки телефон, не надо ему читать сказку, придумывать какие-то занятия. Телефон замещает живое общение, а отсюда проблемы с речью, во взаимоотношениях со сверстниками и т.д.
— И как быть? Ведь сегодня не обойтись без телефона, в котором у нас все – от рабочих документов до личной жизни.
— Разумеется, жизнь диктует свои требования и без телефона сегодня никуда. Но прежде чем требовать, чтобы дети отложили телефоны в сторону, родители должны это сделать первыми. Я всегда говорю папам и мамам: дети – это зеркало семьи. Если в семье папа обижает маму, то откуда у мальчика возьмется уважение к девочке? Дети потом и взаимоотношения строят в большинстве случаев по образу и подобию тех, которые они видят в семье. Именно поэтому мы сегодня пришли к тому, что сначала надо воспитывать взрослых, а затем детей. Родителям надо начать с себя: изменятся они, начнет меняться и ребенок.
— Сегодня, когда читаешь комментарии к сообщениям о подростковых проступках, часто встречаешь (особенно от старшего поколения) выражение: «Отлупить бы его (или ее) хорошенько, как нас в детстве, тогда дурь из головы вышла бы»…
— Не согласна с этим…Считаю, что агрессия порождает только агрессию. Плохое поведение ребенка не рождается на пустом месте. Зачем бить, если можно поговорить, узнать у ребенка, почему он так поступил… Не бросаться сразу наказывать, а разобраться. Возможно, это привлечение к себе внимания, подросток таким образом пытается достучаться, докричаться до родителей… Здесь все очень индивидуально…
— Сейчас среди детей становится популярной квадробика. Ваше отношение, как психолога, к этой субкультуре?
— Конечно же, это ненормально, когда ребенок разгуливает по улицам на четвереньках как кошечка, но опять же, это привлечение к себе внимания, а потому снова надо обращаться к семье, искать корни такого поведения детей там.
Как отмечает Наталья Николаевна, несмотря на сложности профессии, с детьми никогда не бывает скучно, с ними всегда интересно. А самое главное в работе с детьми, считает педагог, любить их. Да, можно ругать, сердиться, но при этом искренне любить. Оставлять за порогом школы все свои проблемы, плохое настроение и полностью отдаваться детям. Так ее учила ныне покойная свекровь Галина Николаевна Балдина – учитель физики, завуч школы.
Когда Наталья Николаевна говорит о детях, ее лицо просто лучится любовью, она сама как ребенок улыбается открытой искренней улыбкой. Номер телефона психолога известен каждому в школе, и по первому же зову она бросается на помощь – ребенку или родителю – неважно…
А результат работы налицо – в школе очень давно нет случаев, когда сложных подростков ставят на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Это не значит, что в БСОШ №20 все идеально – проблем, как и везде, хватает – и сложных детей, и сложных семей. А дело, как считает, Н.Н. Балдина вот в чем:
— Знаете, в нашей школе очень легко работать. Я всегда говорю: такого коллектива нет действительно нигде. Если возникает проблема – это не только проблема психолога, подключается вся школа – от классного руководителя до директора. Тут сказывается и специфика небольшого села. Мы все знаем друг друга, знаем семьи, детей, которые потом приводят уже своих детей. То есть нам известно: чего от кого можно ожидать, есть понимание — если родители росли нелюбимыми детьми, то каким образом они могут дать любовь своим детям? И наша задача научить, как общаться, как любить своих детей. Это и сложно, и очень интересно мне как специалисту. Большое подспорье в работе – районное методобъединение под руководством талантливого психолога Галины Александровны Толмачевой. У меня всегда есть к кому обратиться, проконсультироваться, ведь иногда жизнь ставит и нас, специалистов, в тупик. И ничего в этом нет страшного, на помощь всегда придут коллеги, поделятся опытом, подскажут.
С нового учебного года Н.Н. Балдина назначена завучем школы. Административная работа требует много времени, большой ответственности, и здесь очень важна как поддержка коллектива, так и семьи. И здорово, что у нее все это есть.
(Фото из архива героини статьи)