О выборе профессии жалеть не пришлось

Без рубрики

17 апреля юбилейный день рождения отметил директор Песчанокопской школы №2 Алексей Алексеевич Марков

Накануне юбилейной даты мы встретились с именинником, поговорив о работе и жизни.

— Алексей Алексеевич, выбор профессии был осознанным?

— Да, абсолютно осознанным. Меня окружали прекрасные учителя, которые, собственно, и повлияли на мою будущую профессию. Eдинственное, я всегда очень любил историю, но по ряду причин пришлось поступить не на исторический, а на филологический факультет Ставропольского пединститута.

Четыре года по окончании вуза А.А. Марков отработал учителем в третьей школе, а затем был назначен на должность директора Песчанокопской школы №2. Это было почти 40 лет назад.

Сначала Алексей Алексеевич совмещал педагогическую деятельность с административной. А когда наступили непростые 90-е, голова руководителя образовательного учреждения была забита мыслями о питании детей, о том, чтоб было тепло и чисто в школе. Тогда и было принято решение в пользу административной работы.

— Не жалеете, что пришлось сделать такой выбор?

— А что тут жалеть? Так сложилось. Не все в жизни зависит от нас. Да, мне нравилось преподавать, и получалось все, но случилось все так, видимо, как должно было случиться.

— Алексей Алексеевич, как считаете, почему с каждым годом становится все больше безграмотных людей? Читаешь соцсети и иногда просто ужас охватывает.

— Eсли вспомнить наше детство, вся информация, которая нам подавалась, которая нас окружала — из книг, с экранов телевизоров — была абсолютно грамотной. Ведь, вспомните, дикторы телевидения были образцом культуры речи. Все это, безусловно, откладывалось в нашей памяти. А сегодня мы живем в век соцсетей, когда ребенок с детства слышит сплошной сленг, мало читает. Тут действует, как я говорю, принцип соленого огурца: огурец, помещенный в рассол, рано или поздно станет соленым. Так и с человеком.Он будет таким, в каком обществе воспитывается, в зависимости от того, что и кто его окружает. Но цивилизация развивается по спирали, а значит, в конце концов мы вернемся к правильной речи и грамотному письму. Детям однозначно наскучат соцсети, и они будут интересоваться правильными книгами.Это обязательно случится.

— Сегодня заговорили о чистоте русского языка уже на государственном уровне. Пришла, видимо, пора?

— Наверное, да. Но тут надо понимать, что восстанавливать всегда сложнее, чем разрушать. Боюсь, на этот процесс уйдет немало времени. Необходимы государственные реформы, но разумные, без перегибов, ведь язык — явление динамическое, постоянно развивающееся, и без заимствованных слов, естественно, не обойтись, поэтому, повторюсь, здесь нужен очень продуманный подход.

— Недавно в Думе шла речь и о возвращении трудового воспитания в школы, как это было в нашем детстве. Скажите, сегодня реален ли возврат к советской системе образования, о которой сожалеют практически все, кто учился в те годы?

— При всех плюсах советского образования, надо признать, что все в мире меняется. Жизнь не стоит на месте, и к прошлому, хотим мы или не хотим, уже, наверное, не вернуться. Но вспомнить основы, заложенные советской школой, в том числе и трудовое воспитание, и патриотическое, необходимо. Наполнить, так сказать, форму содержанием.

— Не могу не спросить вас о едином государственном экзамене. Мы уже вроде свыклись, что EГЭ — это навсегда. И опять же на высоком уровне говорят о возможной отмене.

— Вопрос, конечно, непростой. И однозначного ответа у меня нет. Могу сказать одно: не должно быть крайностей. С одной стороны EГЭ дал возможность ребятам из глубинки поступать в ведущие вузы страны, и я считаю это бесспорным плюсом. Но остается и много вопросов. Это, разумеется, мое сугубо личное мнение, не претендующее на объективность, но я считаю странным, что мы проводим единый экзамен, а учимся почему-то все по разным учебникам. Сначала необходимо провести большую работу по подготовке единых учебников.

— Eсли бы вдруг Вы стали министром образования Российской Федерации, с чего бы начал работу министр Марков?

— Чтобы сделал Марков? Ну что ж, пофантазируем (улыбается). Для начала бы создал своего рода совет из педагогов-практиков. Ведь здание мы начинаем строить снизу, с фундамента. Так и в образовании, чтобы изменить что-то в школе, нужно сначала обратиться к опыту учителей-практиков, опираться прежде всего на него. Второе — необходимо изучить запросы общества и на их основе реанимировать и развивать систему профессионального образования. Сегодняшняя ситуация в мире такова, что нам надо надеяться только на себя, развивать свое производство. Мы видим по телевизору заводы, и там ведь работают не только инженеры с высшим образованием, но и специалисты-рабочие, которых сегодня не хватает. И только благодаря трудовому воспитанию в школах ребенок может определиться с профессией, поняв, куда ему лучше пойти — в вуз или в профессиональное училище. Я думаю, это все реально сделать уже сегодня, и образование сможет подстроиться под те процессы, которые происходят в экономике нашей страны сейчас.

Ну и еще я бы обратился к законодателям с вопросом о статусе современного учителя. Да, ему необходимо оставить то место, которое он должен занимать в системе формирования и воспитания нового человека, но тем не менее, первое и основное место в этом должна занимать семья, и не на словах, а на деле. Вот тогда и будет прочным союз — школа-семья-общество.

— Два слова о современном ученике, какой он?

— У каждого поколения, разумеется, есть свои особенности, продиктованные временем. Считаю, что современный ученик гораздо образованнее, если сравнивать с моим ранним педагогическим опытом, у него шире кругозор, но зато меньше мотивации к обучению.

— А что касается учителя?

— Меня очень радует, что наконец на уровне закона убрали формулировку, что учитель оказывает образовательную услугу. Начало, считаю, к изменениям, положено, но нужно, безусловно, время. Старшее поколение учителей уходит, им на смену приходят молодые педагоги. Радует, что в нашей школе большинство новых учителей — наши бывшие выпускники.

— Алексей Алексеевич, вы больше сорока лет в школе. Скажите, а были ли ученики, которые потом возвращались в школу и благодарили за то, что их вовремя смогли наставить на путь истинный?

— Да бывало всякое в моей практике. Но знаете, я хочу сказать сейчас вот о чем: именно многие когда-то проблемные ученики сегодня принимают участие в специальной военной операции. Меня переполняет гордость от того, что наши ребята не струсили, не сбежали, некоторые ушли добровольцами и достойно сражаются с фашизмом, как наши отцы и деды. Я очень надеюсь на то, что как и после Великой Отечественной войны, мужчины-ветераны станут стержнем общества, они по-другому увидели мир, узнали цену жизни, и именно с них начнется изменение общества.

— Алексей Алексеевич, вдобавок ко всему Вы занимаетесь большой общественной работой, являетесь главой села. Как на все хватает сил?

— Наверное, сказывается старая закалка: раз люди доверяют мне, надо работать. Безусловно, все это тоже непросто — жители звонят, приходят на прием и даже домой со своими бедами, проблемами. Что-то мы можем решить сразу, а что-то нет, что-то и вовсе вне полномочий села. Стараюсь донести это до каждого, объясняю. Кто-то понимает, кто-то нет.

— Как вы отдыхаете?

— Отдыхаю на кухне. Люблю готовить мясо, рыбу, неважно — первые или вторые блюда. Наверное, сказывается сложность профессии — потому как результат нашего труда, чувство удовлетворения приходится ждать довольно долго. А тут раз-два и готово. Очень люблю и рыбалку.

А.А. Марков прекрасный собеседник, с чувством юмора, но говорить о себе он очень не любит. Считает, что только окружающие могут судить, какой он человек и профессионал. Главное предназначение человека, по его мнению, добродетель. Этому и старается следовать всю свою жизнь, не ожидая ничего взамен.

Нина Придворова, начальник отдела образования района:

— Алексей Алексеевич Марков — человек с большими организаторскими способностями, широкой эрудицией и богатым жизненным опытом. Он требовательный и заботливый руководитель. Своих коллег приучает к кропотливой, трудоемкой педагогической работе, вовремя подсказывая новые пути, развивая их инициативу и творчество.

Одним из приоритетных направлений работы коллектива педагогов и учащихся под руководством А.А. Маркова является патриотическое воспитание обучающихся. Школа тесно сотрудничает с Советом ветеранов села Песчанокопского, клубом «Пограничник», общественной организацией воинов-интернационалистов, с Песчанокопским казачьим юртом, районным историко-краеведческим музеем. В 2018 году на базе образовательной организации было создано муниципальное отделение Всероссийского движения «Юнармия» с количеством участников 15 человек. Сегодня в состав Отделения входит пять юнармейских отрядов школ Песчанокопского района, численность которых составляет 148 человек.

В настоящее время в школе созданы интерактивный музей, школьный спортивный клуб и детский театр. И это далеко не все, чем может сегодня гордиться А. Марков и его школа.

***
Беседовала Наталья Алфимова

Новости Песчанокопского района - газета Колос
Добавить комментарий