Оказавшись на перроне железнодорожной станции в Песчанокопском сегодня, можно не увидеть ни одной живой души. Но каких-то двадцать лет тому назад жизнь здесь просто кипела. Ж.-д. вокзал был центром притяжения всего села. Именно перрон стал местом нашей встречи с ветеранами РЖД Татьяной Анатольевной Глазковой, Светланой Викторовной Шелухиной и Галиной Ивановной Еременко (на фото) в преддверии их главного праздника.
С. Шелухина и Г. Еременко трудились дежурными по станции, у обеих стаж по сорок лет! У кассира Т. Глазковой — 30 лет.
Вокзал в Песчанке был центром цивилизации. Жизнь тут бурлила. Это был целый микрорайон с клубом, магазином, амбулаторией, буфетом, школой №27, при которой был интернат, где находились от выходных до выходных дети, проживающие на ж.-д. разъездах.
Молодежь всего села просто любила приходить и гулять вечерами по перрону. Ведь жизнь тут не останавливалась ни днем, ни ночью, особенно в летнее время, когда от наплыва пассажиров было не пройти.
Коллектив здесь трудился большой: пять дежурных, пять приемосдатчиков, четыре составителя поездов, четыре помощника, в билетной кассе два кассира и товарный кассир.
— Тогда было много предприятий — колхозы, совхозы, молокозавод, садоводческое хозяйство, которые всю свою продукцию перевозили по железной дороге. Все отгружали с нашей станции — молоко, овощи, фрукты, — рассказывает Галина Ивановна. — И даже животных. Как-то мы со Светланой Викторовной лошадей отправляли. Был такой специальный состав, назывался вертушка.
— Еще получали уголь и пиломатериалы, — дополняет Светлана Викторовна. — Наш вокзал всегда напоминал улей.
Ветераны РЖД рассказывали о почтово-багажном поезде, который привозил бобины с фильмами для кинотеатра «Родина» (демонстрировались фильмы и в ж.-д. клубе), отсюда же шла погрузка почты. На погрузках и разгрузках женщины принимали самое непосредственное участие.
— Сегодня все локомотивы на электричестве работают, а раньше были тепловозы на дизельном топливе, — рассказывают женщины. Они хорошо помнят, как железная дорога постепенно переходила на электрическую энергию. А строительство подстанций было работой исторического масштаба! Помнят они и еще одну не менее грандиозную стройку – возведение железнодорожной ветки Песчанокопская — Передовая (Ставропольский край) в сторону Летника.
В наши дни о том, что в Летнике была железнодорожная станция, помнят, наверное, только старожилы, а ветераны рассказывают, что была она очень красивой, аккуратной, вся в плиточке. Теперь уже и следа от здания не осталось.
Ж.-д. ветка в ту сторону называлась «горбачевка», потому как она проходила через Привольное — родное село генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева, по ней ходил поезд «Москва — Ставрополь», которым, кстати, пользовались многие жители района. Но продлилось это недолго. После смены власти, эта ветка была законсервирована, а по сути, брошена и разворована, а все что осталось, демонтировала РЖД. О существовании той железной дороги сегодня напоминает лишь щебеночная насыпь, идущая вдоль автотрассы в том же направлении.
Коллектив станции, по словам женщин, был дружный. Раньше железные дороги принадлежали Министерству путей сообщения и все были вместе, теперь же ООО, и все структуры порознь.
У железнодорожников станции Песчанокопская было немало традиций. Проводили субботники, вместе отмечали праздники. Особенным был День Победы. Организовывали праздник прямо на перроне. Шел поезд «Свердловск — Севастополь» с ветеранами Великой Отечественной войны, а на перроне их встречали пионеры школы №27 с букетами сирени, музыкой.
Поезд специально задерживали, ветераны выходили на перрон и принимали поздравления, в ответ даря школьникам на память значки и сувениры. Это было трогательное и очень запоминающееся событие. Песчанокопцы в этот день спешили на станцию целыми семьями.
Дежурный по станции – второй по важности человек на железной дороге. Выше только – начальник станции, а потому и ответственность за организацию работы станции лежала на дежурных высокая. Частым явлением была сверхурочная работа, особенно в зимнее время, когда приходилось контролировать расчистку путей от снега на переездах, к примеру. Холодина такая, что ручка к пальцам примерзала. Сразу после этого – выход на смену — ни выходных, ни праздников, только смены и дежурства. Бывшие дежурные по станции вспоминают, как согласно правилам выходили встречать и провожать поезда. Днем с флажком, ночью – с фонарем. Теперь такое можно увидеть только в старых фильмах.
Такая работа, ночные дежурства наложили свой отпечаток. Светлана Викторовна говорит, что иногда после смены, приходя домой, на обращение кого-то из родных могла ответить по рабочему регламенту: «Верно, выполняйте!»
— Да иногда в принципе не могли говорить – голос пропадал. Смотря какая смена выпадала, — добавляет Галина Ивановна.
Но женщины успевали все – и на работе, и в семье. Сменная работа на протяжении десятков лет формирует определенный ритм жизни, поэтому и сейчас железнодорожницы-пенсионеры нередко просыпаются по ночам и «дежурят».
Сегодня жизнь станции совершенно другая.
— Недавно ездили в санаторий в Кисловодск, так вот не смогли доказать билетеру, что остановка поезда в Песчанокопском есть. Приехали ночью в Сальск, сели в поезд. Через час приехали в Песчанокопское, тут поезд три минуты стоит. Сидим, в окна смотрим на свою станцию – нет слов! – с нескрываемой грустью отмечают ветераны железной дороги.
— А купить билеты — настоящее приключение! — подхватывает «больную» тему бывший кассир Татьяна Анатольевна Глазкова. – Уже лет двадцать, как билетную кассу убрали с вокзала. Кому она мешала, непонятно. А ведь востребованность есть и высокая. Да, многие покупают сейчас электронные билеты, но людям старшего поколения приходится теперь ездить за ними в Сальск.
Да что и говорить, многое из происходящего сегодня на железной дороге женщины понять не могут. Все меняется, но в лучшую ли сторону?
… Жизнь продолжается. Сегодня на железнодорожной станции другие порядки, трудится молодежь, а ветераны на заслуженном отдыхе предаются воспоминаниям о самом непростом, но самом замечательном отрезке своего жизненного пути.
— Очень часто снится работа. Особенно какие-то неприятные ситуации. К примеру – аварийные. Снится, что вот-вот произойдет столкновение поездов из-за неправильно переведенной стрелки, просыпаешься от этого в поту, — говорит С. Шелухина.
— За столько лет, конечно, было всякое. На моей смене однажды несколько вагонов сошли с рельсов. Причина — человеческий фактор. Шла погрузка зерна на элеваторе, и кто-то из рабочих неверно поставил фиксирующие «башмаки» – не под груженый вагон, а под пустой. А там уклон, и в итоге тот, что с зерном, стал катиться и перевернулся. А кто виноват? Конечно, дежурный по станции! Но, ничего, и вагоны подняли, и зерно собрали! – улыбаясь, рассказывает Галина Ивановна.
Много чего было на этом пути и хорошего, и плохого, но работу свою женщины любили. А День железнодорожника – главный праздник в их семьях.
Мы все вместе прошлись по пустому перрону, где они не были уже много лет, хоть и живут совсем рядом. В это время мимо проскочило несколько длинных грузовых составов. В эти минуты наш разговор прерывался, и женщины с грустью в глазах провожали их в молчании. Теперь уже эти составы не останавливаются на станции Песчанокопская, ставшей всего лишь промежуточной.