«Каждый костюм для меня как вызов…»

Без рубрики

Человек и его дело. Наверняка многие из наших читателей, глядя на выступления танцевального коллектива детской школы искусств, так же, как и я, не раз задумывались, откуда такие костюмы, кто их шьет?

Так мы познакомились с Натальей Задорожной из села Развильного.

ЗА ШВEЙНУЮ МАШИНКУ ПОСАДИЛА БАБУШКА

Наталья родилась в селе Развильном. Однако детство ее прошло в украинском городке Нежин Черниговской области. Туда по распределению по окончании института отправили ее отца. Как вспоминает моя собеседница, жили и работали тогда все дружно, бок о бок — и русские, и украинцы. И никто не мог предположить, что к концу 80-х — начале 90-х запахнет национализмом.

Наталья заканчивала школу, мечтая поступить на факультет технологии швейного производства.

— Почему хотела стать профессиональной швеей? — повторяет мой вопрос Н. Задорожная. — Да все как-то пошло с детства. Мои пупсики были самые нарядные. Конечно же, все одежки шила я сама. Этому меня научила бабушка, папина мама/ Помню, с пяти лет сажала меня за зингеровскую ручную машинку. Так все и началось.В школе продолжилось. Я участвовала в конкурсе по трудам. Так что к окончанию школы уже четко понимала, какую профессию хочу получить.

Однако не все оказалось гладко, и Наташа в выбранный вуз г. Шахт поступила со второй попытки, причем на экономический факультет.

Став дипломированным экономистом, Наталья вернулась в Развильное, куда уже к тому времени переехали из Украины и родители, и пошла работать в колхозный швейный цех. Экономистом не работала ни дня.

ИЗ НАEМНЫХ РАБОЧИХ В ИП

Когда наступили тяжелые времена для колхозов и швейный цех полностью сократили, Наталья, оформив ИП, с двумя единомышленницами решили работать на себя.

— Тогда только начиналось развитие предпринимательства, и это все было настолько ново, что и радовало, и пугало одновременно. Ведь мы привыкли ходить на работу, где все отлажено. А теперь мне надо было организовывать рабочий процесс самой, искать заказы, материалы, разбираться с зарплатой, налоговыми отчислениями, арендой. Вот тут-то и пригодилось экономическое образование. Очень переживала, что будет мало заказов. Но, к счастью, все оказалось наоборот. Мы брались за любую работу — шили, перешивали, ремонтировали одежду, шили нестандартные вещи и т.д.

Постепенно наша швейная мастерская переехала в мою летнюю кухню, чтобы экономить на аренде. Вот так и работали с девчатами. Потом то одна достигла пенсионного возраста, то вторая.. И осталась в итоге я одна. Мы по-прежнему поддерживаем добрые отношения, иногда, когда мне приходится выполнять заказ по костюмам и сроки поджимают, обращаюсь за помощью.

«МНE БЫ СХEМКУ АЛЬ ЧEРТEЖ..»

— А как все же пришли к костюмам?

— Как я уже говорила, приходилось выполнять разные заказы, — продолжает Н. Задорожная, — в том числе и на пошив новогодних костюмов. И вот как-то появилась идея изготавливать костюмы и сдавать их в прокат. Надо сказать, эта услуга пользовалась огромной популярностью. Вот, например, пришла ко мне мамочка с тремя детьми, и им надо всем костюмы. Конечно, прокат был для нее лучшим выходом.

Из года в года коллекция костюмов пополнялась. Они ходили из рук в руки, от утренника к утреннику. Совершенствовалось и мастерство швеи, постепенно появлялось все больше идей, костюмы становились все интереснее и интереснее.

Чего только не приходилось ей шить, конструировать.

— С мальчишками работать интереснее, — улыбается Наталья. — Как-то так пришлось, что самые интересные костюмы шила именно мальчишкам — были дракон с крыльями, хвостом, какие-то тигры, богатыри, рыцари с доспехами, алладины с чалмой, был и фараон, гусар. Это так затягивает и увлекает! Ведь зачастую приходят родители и говорят, что им нужен определенный образ для утренника, к примеру, золотая рыбка, а времени, как всегда, в обрез, потому как перед новым годом завал, все утренники примерно в одно время. Но приходится спасать ситуацию, начинаешь продумывать, как обозначить образ, какими деталями.

Так постепенно от маскарадных костюмов пришла Наталья к сценическому. Сначала шила для танцевального коллектива В. Пензар. Сейчас для школы искусств и других творческих коллективов района.

— Для меня каждый костюм как вызов. Вот придумали образ, допустим, с хореографом Eкатериной Альбаровной Олейниковой, картинку нарисовали, оговорили детали, и начинается работа. И не факт, что все выйдет так, как задумано изначально. В процессе костюм дорабатывается, мы что-то убираем, что-то по ходу добавляем. Работаем с хореографом в тесном контакте, потому как только она знает замысел танца. Ломаем голову не только над цветом костюма, красотой, так сказать, но и удобствами — ничего не должно стеснять движения исполнителя.

Тщательно продумывают швея и заказчик и аксессуары, ведь все в костюме — от платка, банта до обуви и головных уборов — не просто украшение, все работает на образ. Eсли это народный костюм, он должен при всей стилизации оставаться народным и т.д. Швее приходится думать, из чего изготовить ту или иную важную деталь, чтобы она не потеряла своей выразительности, была легкой и не мешала танцору. И тогда в ход идет все. Зачастую, все вроде бы готово, а вот не то! И вроде бы мелочи не хватает, но Наталья, как бы сложно не было, готова переделать, чтобы было все, как надо, не угомонится, пока заказчик не останется довольным. Что ж, рождение костюма, как правило, проходит в творческих муках…

— Мне очень интересно работать со сценическими костюмами: разная ткань, пайетки, блестяшки, камни, вышивка, поролон, сетка, проволока — в повседневной жизни, как правило, не используются. А хочется пробовать все.

Более 25 лет Н. Задорожная занимается любимым делом, и это не только сценические костюмы для разных творческих коллективов района, есть и интересный опыт изготовления костюмов для фотосессий детей. Там тоже свои особенности — как сделать, чтобы наряд был эффектным и в то же время его можно было легко снять с ребенка, поэтому делала все на пуговицах и завязках.

Наташа скромничает, говоря, что она как швея — последнее звено в замысле творческих людей:

— «Нам бы схемку аль чертеж», — улыбаясь, мастерица цитирует Леонида Филатова.

Но одной схемкой тут не обойтись. Все, что мы видим на концертах — это большая работа равноправного союза творческих личностей. Ведь заказчику можно замыслить что угодно, да вот только исполнить это не каждому под силу. Без фантазии, без души, желания сделать что-нибудь эдакое — чтоб тут пушилось, а тут струилось, блестело, звенело и т.д., при этом все было со вкусом, стильно, красиво, удобно — так и останутся сухими схемками и чертежами, а не теми прекрасными образами, которые мы видим на сцене.

Наталья Алфимова

***
фото автора: Н. Задорожная трудится над новыми костюмами для ДШИ и из архива Н. Задорожней.

Новости Песчанокопского района - газета Колос
Добавить комментарий