5 октября — День учителя
В детстве я мечтала быть учителем. И помню, кто-то мне сказал: только не русского языка и литературы — вечно будешь носить за собой тонны тетрадок. С тех пор прошло много времени, жизнь изменилась… Стало ли меньше тетрадей в жизни русиста, я поинтересовалась, встретившись с педагогом Песчанокопской школы №2 С.Н. Горяиновой, чья ученица в этом году единственная в районе показала знания русского языка на едином госэкзамене на сто баллов.
— Нет, меньше тетрадей не становится, — улыбается Светлана Николаевна, отвечая на мой вопрос. – Добавились еще сборники по ГИА и ЕГЭ, которые и не унесешь домой, поэтому проверяю здесь, в школе…
Светлана Николаевна о выборе жизненного пути говорит так:
— Это не было моей мечтой, мук выбора профессии тоже не было. Скорее, это случилось как само собой разумеющееся. Перед глазами был пример моей замечательной мамы Раисы Акимовны Глущенко, которая была учителем, работала сначала в школе, затем много лет – воспитателем в детском саду. И я просто жила в этой профессии. И конечно же, как многие тогда дети, да и взрослые, очень любила читать и просто обожала своего учителя русского языка и литературы Тамару Александровну Бойкову. Я училась в первой школе во времена преподавания настоящих мэтров педагогики, которых возглавлял легендарный директор Георгий Васильевич Алисов.
Закончив школу с золотой медалью, Светлана с легкостью поступила в Ростовский педагогический институт на факультет русского языка и литературы.
Из учителей — в комсомольские вожаки
В 1983 году закончив институт, молодой педагог по распределению попала в Развиленскую школу №9.
— Помните свои первые уроки?
— Конечно, помню. Мне дали 9 класс. Ученики мне показались уже такими взрослыми. Естественно, переживала, как они меня воспримут – ведь между нами разница была всего-то лет пять-шесть. Но все сложилось отлично. Общий язык мы нашли быстро.
Из Развильного молодого деятельного педагога через год с небольшим забрали на комсомольскую работу в райком. Почти пять лет Светлана Николаевна отработала третьим секретарем. Правда, это не отдалило ее от школы, а наоборот, вся ее деятельность была тесно связана с учениками и молодежью.
— «Орленок», «Зарница», уборочные комсомольско-молодежные звенья, школьные бригады – это все было мое. Эти пять лет я вспоминаю с большой теплотой и ностальгией. Это было время новых знакомств, общения, знаний, с утра ты мог быть в каком-нибудь селе района, а к вечеру уже в Ростове на курсах, совещаниях, — рассказывает педагог.
«Сообщения пишу со знаками препинания…»
После комсомола Светлана Николаевна пришла работать в школу №2, где трудится по сей день вот уже 34 года.
В 2016 году выпустила последний свой класс и больше не берет классного руководства — у русиста и так слишком большая нагрузка. Всего полных выпусков у С.Н. Горяновой – три.
— Светлана Николаевна, у вас большой педагогический опыт, но ведь меняются времена, растут новые люди, насколько тяжело находить к ним подход?
— Безусловно, время, в котором мы живем, не может не накладывать свой отпечаток на подрастающее поколение. Да, жизнь другая, и дети, соответственно, тоже. Они не хуже, не лучше, они – другие. Сегодня слишком много, я считаю, в их жизни телефонов. Мы в детстве жили в книгах, они – в гаджетах. Технический прогресс сложно остановить. Наша задача, чтобы их развитие, познания не ограничивались только картинками из интернета. Да, читающих детей стало в разы меньше, но они есть и будут, я думаю, в любые времена. Вот, к примеру, я заметила, что молодежь стала читать Достоевского с удовольствием.
— Задаю всем учителям русского и литературы один и тот же вопрос про безграмотность, которая особенно заметна в соцсетях… Почему так происходит?
— Когда росло, к примеру, наше поколение, перед глазами была литература, где опечатки были крайне редки… Зрительная память, восприятие работали на грамотность. Сегодня и дети, и взрослые — в соцсетях, где существует свой сленг, слова, которые намеренно коверкаются… И юное поколение точно так же зрительно запоминает невесть что.
— А вы, когда пишете сообщения, не пользуетесь словами, например, «спс» вместо спасибо?
— Нет, пишу все, как есть, со всеми знаками препинания, поэтому зачастую делаю это долго, если ошибусь, стираю и все начинаю заново. Знакомые говорят, что и не заметили б, что там отсутствует запятая, — улыбается Светлана Николаевна.
— Это из принципа?
— Да нет, просто уже не могу по-другому…
ЕГЭ — стресс и для учителя
— Светлана Николаевна, как воспитать стобалльницу? Как достичь таких результатов?
— Тут, как говорится, звезды сошлись, ведь учитель-то для всех одинаково рассказывает и готовит к ЕГЭ. В случае с Сашей Ускорниковой – все сложилось так, как должно было быть. Это очень способная ученица, трудолюбивая, ответственная и самое главное — интересующаяся, то есть желающая знать. А это очень важно, когда ребенок хочет узнавать новое, заинтересован в получении знаний…
— Что чувствует учитель, когда узнает, что именно его ученица набрала максимальный балл?
— Ой… Это вообще непередаваемое ощущение… Все знают, насколько волнительны экзамены… И ведь не только для детей и родителей. Поверьте, учитель испытывает такие же эмоции — сначала переживаешь за экзамены, а потом для всех наступает тяжелое время ожидания… Это, наверное, по переживаниям сильнее, чем сам ЕГЭ. И понятно, что чувствует учитель… Волнуешься за всех ведь, чтоб перешагнули необходимый порог, чтобы не наделали глупых ошибок с перепугу и не получили из-за этого меньше баллов, чем заслуживают… Ну а когда понимаешь, что твой ученик безоговорочный победитель, конечно, это незабываемые эмоции — и радости, и гордости, и облегчения, что все позади…
— Отношение к ЕГЭ за столько лет так и осталось неоднозначным, поговаривают даже об отмене…
— Да, кому-то нравится эта форма итоговой аттестации, кому-то нет, спорить можно долго, и относиться по-разному тоже. Самое большое достоинство ЕГЭ, на мой взгляд, доступность любого вуза страны нашим сельским детям. Ведь сколько раньше умненьких детей не смогли получить хорошего образования из-за того, что у родителей не было средств. А ну-ка, поезжай в ту же Москву, чтобы сначала сдать документы, затем как правило поучись на подкурсах и поживи в чужом городе на съемном жилье, затем сдай экзамены, езжай домой и жди вызова… Конечно же, такое могли позволить себе не все. Сегодня ребята подают документы в несколько вузов страны и, находясь дома, следят за результатами. Это увеличило количество выпускников, которые смогли учиться в таких вузах, о которых мы и мечтать не могли…
Какова будет судьба ЕГЭ, посмотрим. Сегодня очень много нужных реформ проходит в образовании – это и возвращение трудового воспитания, и переход на единые учебники, и добавление в программу произведений, которые просто вычеркнули как ненужные из жизни… В этом году, к примеру, вновь вернули «Молодую гвардию» А. Фадеева и «Как закалялась сталь» Н. Островского, а также ввели (впервые) роман В. Богомолова «В августе сорок четвертого»… Поживем — увидим, как дальше все будет, но то, что в обществе ценности смещаются в сторону воспитания настоящих патриотов, образованных, любящих историю своей страны, хранящих народные традиции, семейные ценности, — это не может не радовать.
Наталья Алфимова
фото Светланы Кишинько