Традиционно в последнее воскресенье июля в нашей стране отмечается День военно-морского флота. На официальном уровне в этом году празднования пройдут в шестнадцатый раз.
Сегодняшняя история — о человеке, которому в 80-х годах довелось служить на первом надводном атомном ракетном крейсере «Киров» проекта 1144 «Орлан».
Строительство первого головного корабля данного проекта было начато в марте 1973-го и окончательно завершилось спустя четыре года. А в декабре 1980-го крейсер был передан флоту.
«На корабле «Киров» около 1600 помещений, более 32 кубриков для матросов и старшин, коридоры, трапы и тамбуры общей длиной почти в 20 километров, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная, бассейн, три десятка душевых и многое другое. А главное — это первый надводный корабль, на котором основной энергетической установкой стала атомная, что позволяло иметь максимальную скорость хода 32 узла (59 км/ч), не ограничивало время плавания, или могло теоретически обеспечить электричеством и теплом город с населением более 150 тысяч человек.»
В это же время, а именно в 1979 году, житель села Летник Владимир Озеров, окончив Сальский сельскохозяйственный техникум, был призван в ряды Советской Армии. Попал служить на флот.
— Но сначала, как и положено, первые полгода я был в учебном отряде в городе Кронштадт. За это время я должен был получить специальность инженера автоматики и телемеханики, — рассказывает Владимир Иванович. — После окончания «учебки» по распределению попадаю служить на первый атомный крейсер. Можно сказать, что наш экипаж (а это почти 900 человек) был вписан в историю всего военно-морского флота.
После спуска на воду «Киров» отправляется на военно-морскую базу города Североморска и становится флагманским кораблем.
— На долю нашего экипажа выпали первые испытания крейсера — к примеру, ходовые, когда давали максимальную нагрузку и проверяли его скорость, — продолжает В. Озеров, — или штормовые. Нам задавали координаты бушевавшего в Атлантическом океане шторма в двенадцать баллов, и крейсер отправлялся туда. Я отлично помню, как корабль длиной 250 и шириной 25 метров мотало, как спичечный коробок. Конечно же, проходили учебные стрельбы, когда ракеты по условному противнику направляли со спутника. А еще на «Кирове» стояла система обнаружения подводных лодок, торпед и морских якорных мин «Полином», это была новейшая гидроакустическая станция. Все это являлось уникальным на тот момент и не имело аналогов в мире, а мы испытывали все системы на боеспособность и прочность.
Позже на свет появились еще несколько однотипных атомоходных ракетных крейсера, один из них «Пётр Великий», который на сегодняшний день также является флагманским и самым крупным неавианесущим ударным боевым кораблем в мире.
Владимир Иванович тепло и по-доброму рассказывает о сослуживцах. В экипаже было много талантливых и умных ребят. Да и на командование было грех жаловаться — во всем поддерживало, иногда даже прикрывало молодых за шалости и незначительные нарушения. В любом экипаже жизнь всех людей может зависеть от одного человека, поэтому атмосфера должна царить по-военному строгая, но по-семейному комфортная. На «Кирове» умели не только выполнять боевые задачи, но и отдыхать: играли в шахматы, писали и пели песни, ставили шуточные сценки и так далее. Эти приятные воспоминания наш герой сохранил на всю жизнь. Но остаться служить все-таки не захотел, хотя и предлагали.
По возвращении домой В. Озеров работал механиком в колхозе «Путь Ленина» до 1986 года, параллельно учась в Ростовском государственном университете на историческом отделении. А потом по приглашению руководства летницкой школы №16 начал преподавать историю и обществознание. Владимир Иванович и сегодня продолжает работать учителем. А еще с детства он преданный поклонник футбола. Вспоминает, как играл и до армии, а вовремя службы в учебном отряде выступал за команду В/Ч 49357, которая заняла первое место.
Вот так наш земляк, член экипажа первого надводного атомного ракетного крейсера «Киров», стал частью большой и славной истории отечественного флота.
Eвгений ТРАЧУК.
***
фото: