К 80-летию снятия блокады Ленинграда: воспоминания песчанокопского ветерана

27 января мы отметим 80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны.

Общество

Сегодня мы публикуем воспоминания ветерана войны и труда Ивана Федотовича ГРИДИНА из Песчанокопского —  свидетеля ада кромешного, в котором жили более двух лет в период Великой Отечественной войны ленинградцы. Воспоминания были опубликованы в «Колосе» от 19 января 1999 года, к 55-летию памятной даты.

«Несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, фашистам удалось окружить Ленинград, имея численное превосходство в живой силе и технике. С осени 1941 года город оказался в блокадном кольце. Его жители переносили неимоверные трудности: голод, холод, бомбежки, артобстрелы, пожары… Вот что записала в своем дневнике ленинградка Е. Васютина 8 октября сорок первого года: «Сегодня примечательная дата — месяц, как нас бомбят. Казалось, сойдем с ума на вторую же ночь. А вот не сошли».

Бои на подступах к городу шли день и ночь. Фашисты укрепились очень сильно. По всей линии фронта они построили доты, дзоты, ходы сообщения, глубокие окопы. Чтобы овладеть ими, требовалось большое количество подготовленных войск, огромные усилия и время. После артподготовки в атаку идет пехота. На пути нашего наступления оживают фашистские доты, открывают губительный огонь. Мы несем огромные потери. Пехота залегает. Нам помогают артиллеристы, минометчики. Несколько дотов и дзотов уничтожены. Снова рвемся вперед, оказываемся в окопах, землянках первой линии. Немцы отступают во вторую линию обороны, в третью. Ожесточенные бои, большие потери с обеих сторон. Фашисты подбрасывают свежие силы. Получаем подкрепление и мы. Но прорваться к Ленинграду со стороны Волхова не удается. Бои длятся неделями, месяцами.

О положении дел в городе на Неве мы знали: только за ноябрь и декабрь 1941 года от голода умерло двести тысяч ленинградцев. Доставка продуктов в Ленинград осуществлялась одним путем — по Ладожскому озеру. По величине оно самое большое в Европе и одно из крупнейших в мире. В суровые зимы морозы здесь достигают 40-50 градусов. «Ну и морозище», — как-то сказал разведчик Ложников. Он плюнул, а слюна затрещала в воздухе, и на снег упала белая льдинка.

Озеро бурное. Плаванье по нему связано с немалым риском. Тысячи судов погибали в его волнах. Если учесть, что бомбежки и артобстрелы не прекращались, то не трудно представить, с каким риском была сопряжена доставка продуктов в блокадный Ленинград. И тем не менее этот путь в 30 километров, летом по воде, а зимой по льду, все называли «Дорогой жизни». Бомбы и снаряды кромсали лед, на дно уходило столько транспорта, что даже говорили: продуктов на дне половина Ладожского озера. Как они были нужны ленинградцам!

Чтобы лучше представить, в каких условиях работала «Дорога жизни», приведу несколько фактов, очевидцем которых был сам или слышал о них от других фронтовиков.

… Во время ночного рейса заглох мотор у шофера Сапожникова. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность. Они мешали ему. Пальцы побелели от мороза. Чтобы подогреть коллектор, шофер облил бензином рукавицы и поджог их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он продолжал работать. А потом голыми руками крутил рукоятку. В Ленинград Сапожников привел машину, управляя ею локтями.

Где укрыться от самолетов на Ладоге? Здесь не зароешься в землю, не бросишься в кювет, не спрячешься за дерево или камень. Здесь все против тебя: и воздух, и предательский лед. Некоторые водители во время налетов залезали под кузов. Мешки с мукой спасали от пуль. Если же рядом взрывалась бомба, шофер проваливался вместе с машиной под лед. Спастись в этом случае было невозможно.

Всякое приходилось видеть на Ладоге. Но самое страшное — стужа. Помню, установили палатку, чтобы было где погреться. Вдруг со стороны озера подъезжает к нам санный обоз. Мы обрадовались: наконец-то люди с Большой земли! Лошади тихо шли друг за другом, а в санях, на мешках с мукой неподвижно сидели возчики. Обоз остановился. Но люди продолжали сидеть в санях, не шелохнувшись. Они замерзли по пути. Вероятно, обоз заблудился на озере, а возчики просто заледенели на морозе от долгого скитания. Но хлеб в голодающий Ленинград они доставили. Это тоже были солдаты, хотя и в гражданской одежде.

Летчик Сеня Гаргуль в воздушном бою сбил два вражеских самолета над Ладогой. Но «мессеры» подбили его машину. Летчику удалось посадить самолет на лед. Фашисты добили самолет отважного пилота. Наши подобрали мертвого летчика и нашли у него записную книжку. На каждой страничке поместилось по две буквы, написанные пальцем кровью: «Ленинградцы, я умираю. Прощайте. Победа будет за нами».

Нашедшие героя летчики возвращались в полк. Вместе с ними на Большую землю ехал какой-то детдом. Детишек снимали на руках с машин. Руки прощупывали тонкие косточки под худенькими пальтишками. Детей ставили на землю. Тут они и стояли, не отходя в сторону, не двигаясь. Тихие, маленькие человечки. Потом положили на снег тех, кто умер по дороге. Лица, сморщенные голодом, были совсем маленькие, старческие, глаза открыты. Крупные хлопья снега падали им на глаза и таяли.

А вот что рассказал один из шоферов:

 — Везу на обратном пути мать и ее дочь. Девочка утешает свою мать: «Не плачь, мама, может, и мы завтра умрем в вагоне». Отец девочки умер у меня в кузове. Жесток ветер на Ладоге, особенно в мороз. А люди, которых мы эвакуировали из Ленинграда, были настолько истощены, что не многие выдерживали тридцать километров ледовой дороги.

«У нас в Ленинграде — все герои. Но когда я вижу человека с Ладоги, мне хочется поклониться ему как герою из героев», — это записала в своем дневнике ленинградская школьница в декабре 1941 года.

К концу сорок третьего года к Ленинграду было стянуто столько войск и военной техники, что стало ясно: готовится окончательный прорыв блокады. Так и случилось. В январе 1944 года загремела, загрохотала орудийная канонада, в небе появилось огромное число самолетов. Я такое видел и слышал впервые.

Некоторое время фашисты еще яростно сопротивлялись, но не выдержали, стали отступать, оставляя артиллерийские заслоны, пулеметные «гнезда», солдат-смертников, которые остервенело сражались. Но их участь была предрешена. Когда мы захватили одно из сопротивлявшихся «гнезд», то увидели, что некоторые фашисты-смертники прикованы цепями к пушкам, к деревьям. Видно, немецкое командование не здорово надеялось на преданность своих солдат.

Отступая, враг жег города, деревни. Однако ни большие потери с нашей стороны, ни варварство фашистов уже не могли остановить наступление советских войск. Блокадное кольцо было разорвано. Планы гитлеровцев — похоронить в руинах легендарный город, не осуществились.

Вечная память тем, кто не дожил до прорыва блокады Ленинграда и окончательной Победы над врагом! Слава всем, кто героически сражался с фашизмом на фронтах Великой Отечественной войны!»

Для справки:

«Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сровнять город с землей.

За 872 дня блокады фашисты сбросили на Ленинград 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Они разрушили 3 тысячи зданий, а повредили больше 7 тысяч.

17 августа 1943 года Ленинград подвергся самому длительному обстрелу за всю блокаду. Он длился 13 часов 14 минут, в течение которых немцы сбросили на город 2 тысячи снарядов.

К сентябрю 1941 года численность населения Ленинграда и его пригородов составляла около 2,9 миллиона человек. Блокада Ленинграда, по разным оценкам, унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города. От фашистских бомбежек погибли лишь 3% людей, остальные 97% —  от голода: ежедневно от истощения умирали около 4 тысяч человек. В ноябре и в декабре 1941 года городские служащие, иждивенцы и дети получали всего по 125 граммов хлеба в день.

Около одного миллиона 615 тысяч тонн грузов (продовольствия, горючего и одежды) было перевезено по дороге жизни за время блокады, через Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.»

Фото из архива историко-краеведческого музея Песчанокопского района

Новости Песчанокопского района - газета Колос
Добавить комментарий