В конце прошлого года к нам обратилась читательница из райцентра Eвгения Эмильевна Паникас.
Вот что она пишет: «При оплате коммунальных услуг на почте с меня взяли дополнительно 45 рублей, объяснив, что это приказ начальства. Возмутилась, но не удивилась, ведь и сбербанк берет с нас комиссию при оплате ТКО и стационарного телефона.
Удивилась и еще более возмутилась уже дома, когда разбирая ворох платежек, обнаружила кассовый чек на 45 рублей. Присмотрелась, на нем выбиты моя фамилия и неправильные инициалы, и чужой номер паспорта. А главное, в моих платежках оказался Полис добровольного страхования жилого помещения страховщика ООО «Согласие» «Просто полис. Имущество».
Но ведь при оплате никакого разговора о страховке не было! И согласия, конечно же, на это я не давала.
Да, человек может застраховать свою жизнь, имущество. Но делает ведь это он добровольно, осознанно, ознакомившись с условиями страхования. Мне же, получается, подсунули кота в мешке. Очевидно, обманули не одну меня. И делалось это оператором почты, считаю, сознательно. За распространение полисов всегда платили. Поэтому и почта в выигрыше, и ООО «Согласие».
А ведь многие из нас, особенно пожилые, плохо разбираются в финансовых вопросах, и вряд ли сумеют, даже если что и произойдет, получить страховку. Тем более, что в платежном документе — чеке — мои неверные инициалы и номер паспорта.
Я считаю, что это нарушение закона и моих прав как потребителя. Кто защитит нас от очередного обмана?»
Eвгения Эмильевна права, застрахованной поневоле стала не только она. Боюсь своих предположений, но думаю все, кто оплачивает коммунальные счета, ежемесячно проходят эту процедуру автоматически.
Мужчина, приходивший в редакцию, утверждал, что ему отказывали в обслуживании, если он не оплатит страховку. Eще одной пожилой жительнице райцентра ответили, что страховка «бьется» автоматически, а если она не хочет — пусть идет и платит в банк. Ну а так как в сбербанке тоже берут за квитанции ТКО комиссию, старушка махнула рукой — какая разница, где платить.
Появилось страхование среди прочих услуг Почты России в 2016 году. Информация, размещенная на официальном сайте, внушает оптимизм:
«Процедура оформления страхового полиса максимально удобна для клиентов и занимает совсем немного времени. Для того чтобы застраховать имущество, клиенту не требуется предъявлять документ и осматривать объект недвижимости — достаточно при оплате коммунальных и иных платежей обратиться к оператору почтового отделения с просьбой оформить услугу. Стоимость страховой программы является фиксированной и составляет 45 рублей за 1 календарный месяц. В качестве подтверждающих документов клиент получает страховой полис и чек. Страховая защита начинает действовать с первого числа месяца, следующего после даты приобретения полиса».
Надеюсь, все обратили внимание на то, что оформляться полис должен по ПРОСЬБE клиента. Однако, видимо, желающих было немного, а потому «включилась» привычная система навязывания дополнительных услуг, многие автомобилисты помнят, как это происходило с полисами ОСАГО. Сценарий тот же — кто-то платил молча, понимая, что связываться — себе дороже, а кто-то все ж находил силы искать правды… Так и с Почтой России. Уже в 2017 году ОНФ (Общероссийский народный фронт) провел выборочный мониторинг работы отделений «Почты России» на предмет навязывания страховых услуг при оплате. Оказалось, что такая практика наблюдается как минимум в восьми регионах: Санкт-Петербурге, Брянской, Вологодской, Ростовской, Свердловской областях, Ставропольском крае, Республике Карелия и Югре. Всего активисты посетили 203 почтовых отделения в 32 субъектах РФ. ОНФ направил в Федеральную антимонопольную службу, Банк России и Роспотребнадзор письма с просьбой проверить факты, выявленные после обращений россиян, столкнувшихся с навязыванием услуг на почте.
Однако это не помогло, и если покопаться в интернете, можно найти продолжение темы навязывания услуг и в 18 году, и в 19-м, и в 20-м.
А самое, я считаю, циничное во всей этой истории вот что: на чеке, который является неотъемлемой частью полиса страховки имущества написано: период охлаждения по договору 14 дней. То есть каждый застрахованный в течение этого времени может отказаться от страховки без каких-либо последствий для себя. Вряд ли (а жаль!) найдется много желающих тратить время и нервы еще на то, чтобы вернуть себе эти 45 рублей. Переживем как-нибудь, думает большинство. А учитывая количество почтовых отделений по стране, можно предположить, в каком плюсе Почта России и страховая компания «Согласие».
Сделала Почте России официальный запрос и наша редакция. Несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством ответы средствам массовой информации должны предоставляться в течение семи дней, руководство почты не торопилось удостоить нас ответом, и лишь после повторного запроса 15 февраля мы получили сообщение по электронной почте. Eго содержание в принципе было предсказуемым: «АО «Почта России» предоставляет возможность оформления страховой защиты по различным программам, в том числе страхование от несчастных случаев и страхование имущества.
Клиенты, осуществляющие оплату коммунальных платежей, перевод денежных средств, могут приобрести страховку сроком на 1 месяц стоимостью всего 45 рублей.
Сотрудник отделения знакомит клиента с условиями страхового продукта, но решение о приобретении страховки принимает только клиент. Согласие или отказ клиента от приобретения страхового продукта не влияет на предоставления основной услуги.
Учитывая Ваше обращение, с работниками ОПС 347570 проведен дополнительный инструктаж о порядке действия при оформлении продукта страхования».
После получения официального ответа наш сотрудник пошел платить коммуналку на одно из почтовых отделений и . вернулся со страховым полисом. Надо отметить, что оператор предупредила о страховании, а на вопрос: если я не хочу страховать имущество даже всего за 45 рублей, девушка посоветовала такой выход: нужно тогда оплатить не четыре квитанции, а две. А еще две — на следующий день. То есть, можно предположить, что по каким-то, разумеется, негласным правилам почты, которые придумали скорее всего не операторы, а те, кому мы делаем официальные запросы, у клиента выбор таков: либо бери страховку, либо теряй два дня в очереди, либо иди плати куда хочешь, и все это ничто иное как нарушение прав потребителя, отстаивать которые большинство из нас не привыкли.
***
фото: