В вопросах, которые касаются воспитания, социальной адаптации и психического благополучия детей, сегодня на первые позиции выходит проблема детской тревожности. Каждый год в мире становится все больше беспокойных, неуверенных в себе и эмоционально неустойчивых детей.
Давно доказано, что влияние на физическое и психическое здоровье детей оказывают не только воспитание и выстроенные между членами семьи отношения, но также внутри- и внешкольные факторы.
Более того, в комплексе они формируют личность человека: его мировоззрение, жизненную позицию, способность к адекватному самовыражению и эффективному взаимоотношению с окружающими. И семья, и школа одинаково ответственные за то, вырастет ли человек сильной, целеустремленной и свободной личностью. Или превратиться в запуганного, закомплексованного и агрессивно настроенного индивидуума.
На протяжении учебного года значительную часть времени дети проводят в школе. И очевидно, что психоэмоциональное благополучие ребенка напрямую зависит от его успеваемости по предметам, взаимоотношений со сверстниками и учителями. Понятие «школьная тревожность» обусловлено ситуацией и возникает, как результат стресса, связанного непосредственно с учебным процессом либо с тем, что происходит в стенах учебного заведения. Иначе говоря, нет школы – нет тревожности.
Если конкретизировать причины, которые способны вызвать у ребенка стресс и привести к повышенной тревожности, среди прочих можно назвать:
- интенсивность процесса обучения (парадоксально, но при постоянной оптимизации системы образования объем учебных и внеучебных нагрузок имеет только одну тенденцию – к возрастанию);
- дефицит времени для усвоения информации (по мере того как растут нагрузки, закономерно уменьшается количество времени на то, чтобы понять и усвоить новую тему до того, как будет взята следующая);
- уменьшение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе (справедливости ради стоит отметить, что этот фактор сопряжен с необходимостью отдавать много времени не только учебе, но и гаджетам. Подробнее об исследовании наших ученых на эту тему можно прочитать здесь);
- малоподвижный образ жизни и нерациональное питание (не связанные напрямую со школой факторы тем не менее оказывают непосредственное влияние на умственные и когнитивные способности ребенка и, как следствие, на его успеваемость).
Как помочь ребенку справиться с тревогой и стрессом
Исследование белорусских гигиенистов обнажило весьма серьезную проблему: для значительной части детей «второй дом» – не самое уютное и психологически безопасное место. Но это отнюдь не значит, что вина целиком лежит на «хозяевах» этого дома – учителях. Важно другое. Результаты исследования дают родителям и специалистам от образования понимание «слабых мест» не только в получении знаний, но и в самой школе, как месте, где большую часть года дети проводят большую часть времени.
Понимание – есть первый шаг к решению проблемы.
Рекомендации родителям
Вот несколько рекомендаций для родителей школьников, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно и спокойно в любой стрессовой ситуации:
1. Создание благоприятной атмосферы в семье. Семья и дом – это место, где ребенок любого возраста должен безоговорочно чувствовать себя спокойно и в безопасности. Это тыл, опора, источник силы. Насколько возможно, защитите свой дом и ребенка от ссор, плохого настроения, претензий и обид. Если вашему школьнику неуютно в школе, у него должно быть место, где он банально сможет перевести дух и зарядиться энергией. Гармоничные, доверительные отношения в семье не только стабилизируют психоэмоциональный фон ребенка, но и укрепляют иммунитет.
2. Разумные требования к детям в семье. Не ставьте успеваемость во главу угла и не требуйте от школьника того, что он не в состоянии вам дать, в том числе в плане учебы. Способность к усвоению знаний зависит от многих факторов, в том числе от генетических установок, условий среды, образа жизни, индивидуальных особенностей. Кроме всего прочего, оценка знаний ученика учителем часто носит субъективный характер (несмотря на методики и методички по балльной системе оценки знаний). В итоге высокий балл успеваемости «во что бы то ни стало» может стоить ребенку физического и психического здоровья. Главное, чтобы из него вырос хороший человек. Это действительно главное.
3. Поступки говорят громче, чем слова. Мало говорить своему школьнику о том, что вы любите его и готовы поддержать в любой ситуации. «Говорите» об этом поступками и будьте последовательны. Не критикуйте, но предлагайте помощь. Научитесь уважать и не нарушать личные границы.
4. Чаще проводите время вместе, еще чаще – активно: на природе, в игровых центрах, за общими увлечениями.
5. Держите баланс. Речь не о том, чтобы создать «тепличные условия» для ребенка (наоборот, этим вы окажете ему медвежью услугу, поскольку адаптироваться к условиям вне семьи и дома ему будет сложнее). Адекватно реагируйте на поведение и поступки подростка. Толковые советы специалиста, как это сделать, – в этом материале.
6. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, положительных сторон. Если кажется, что время упущено или вам достался трудный подросток, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. На кону не ваше самолюбие, а будущее ребенка.