Проблема ксенофобии на протяжении уже многих лет является одной из самых сложных проблем российского общества. Преступления на почве ненависти — наиболее яркие проявления ксенофобии. С появлением Федерального закона № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» и особенно после внесения в него поправок такие преступления все чаще стали называть «экстремистскими», а деятельность по предотвращению преступлений ненависти — «профилактикой экстремизма».
Молодые люди часто выбирают насилие, чтобы повлиять на несправедливо устроенный по отношению к ним, по их мнению, мир. Сегодня в России молодежные группировки совершают большинство преступлений ненависти. Именно с молодежью и должна вестись усиленная работа по профилактике экстремизма.
Молодежный экстремизм как приверженность к крайним взглядам и действиям определяет девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития), выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании. Одной из форм подобного поведения молодежи являются враждебные действия по отношению к так называемым «чужим».
Ксенофобия – это негативное, эмоционально насыщенное, иррациональное по своей природе отношение субъекта к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям – «чужакам», «иным», «не нашим». Она проявляется в соответствующих социальных установках субъекта, предрассудках, предубеждениях, социальных стереотипах, а также в его мировоззрении. Это агрессивное поведение молодежи в отношении «чужих», обоснованное враждебными установками.
Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом.
Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат «сырьем» для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил.
Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших свое социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворенность обычно приводит к поиску виновника — им становится кто-то другой — власть, конкурентные группы, представители других народов и религий и подобное.
На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен т.н. «кризис идентичности», связанный с трудностями социального и культурного самоопределения личности.
Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно:
— возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных общностях (этнических и конфессиональных);
— усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии.
Ксенофобия, как предтеча этнического и религиозного экстремизма, возникает также вследствие самоутверждения этнических и конфессиональных общностей на основе негативизма. При этом социологи фиксируют две противоположные формы такого самоутверждения — с одной стороны, негативизм по отношению к группам, оцениваемым как стоящие ниже «нас» на цивилизационной лестнице; с другой — негативизм по отношению к группам, к которым «мы» испытываем соперничество, ущемленность или обиду.
«Кризис идентичности» порождает негативную этническую консолидацию (объединения этнических и религиозных групп по принципу «против»). Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России.
Среди факторов возникновения ксенофобии и экстремизма в молодежной среде можно условно выделить несколько категорий: социально-экономические, групповые и личностные. Эти факторы могут взаимодействовать и влиять друг на друга.
Е. Заикин, заместитель начальника ОМВД по Песчанокопскому району подполковник внутренней службы