Сегодня, 5 октября, в России отмечается День учителя. В числе тех, кто отмечает профессиональный праздник, педагог СОШ №1 им. Г.В. Алисова Екатерина Стоволосова из села Песчанокопского.
В августе прошлого года педагогическая семья Песчанокопского района пополнилась тремя молодыми учителями. В их числе была и Екатерина Стоволосова, которая уже в этом году представляла район на областном конкурсе «Учитель года Дона-2025» в номинации «Педагогический дебют» и вошла в пятерку победителей.
Екатерина Стоволосова в 2024 году окончила с отличием Донской педагогический колледж и, несмотря на заманчивые предложения городских школ, вернулась в Песчанокопское, в родную школу №1 им. Г.В. Алисова.
Как рассказывает молодой педагог, с выбором она колебалась недолго. Потому как была уверена: где поддержат ее лучше в самом начале профессионального пути – ну конечно же, в своей, родной школе.
— Я знала: так, как меня ждет мой директор Марина Владимировна Дудченко, меня никто нигде не ждал. Она создала все условия для работы, — отмечает Екатерина.
С профессией девушка определилась еще в начальной школе — Катя Стоволосова решила стать учителем, таким, какой была ее первый учитель Оксана Петровна Горяинова — любящей, чуткой, понимающей, настоящей второй мамочкой, добрым другом. Закончив с отличием 9 классов, Екатерина отправилась вперед, к своей мечте. Поступила в колледж. Однако на втором курсе девушка вдруг засомневалась: а ту ли профессию она выбрала?
— В какой-то момент я поняла, что мне стало совсем неинтересно, скучно от теории, как-то не так я себе все это представляла. И я просто металась, не понимая, мое ли это? – делится молодой учитель. — А когда на третьем курсе началась практика, и я стала работать с детьми, я увидела, что они меня понимают, принимают, что у меня все получается, только тогда я выбросила из головы все сомнения – все я делаю правильно.
Свой самый первый урок Екатерина Олеговна помнит очень хорошо. Это был урок литературного чтения в 4 классе. Наверное, надолго останется в памяти безумное волнение, как зубрила конспект, как усаживала своих соседок по общежитию и на них отрабатывала ход урока.
— Я тряслась до тех пор, пока не вошла в класс и не поздоровалась с детьми. Они мне ответили, я успокоилась и провела урок, даже не глядя в свой конспект. Я была счастлива, когда учитель этого класса сказала мне: «Урок был потрясающим. Это точно твое».
Учитель английского
Так как Екатерина получила образование учителя начальной школы с правом преподавания английского языка, в родную школу ее взяли учителем английского языка.
Было очень непросто, признается молодой педагог. Каждому уроку предшествовала большая подготовка. Помимо неуверенности в своих силах над учителем довлели недоверие со стороны родителей — такая молодая, что она может детям дать, притирка к ученикам…
— Но не зря же я выбрала свою родную школу, я знала, что меня тут не бросят, помогут, подскажут, направят. Татьяна Васильевна Кононова, мой учитель английского, была всегда на подхвате, могла меня вывести из неправильного эмоционального состояния.
Постепенно, благодаря терпению и старанию, молодого учителя приняли и родители, и дети. А в этом году Екатерине Олеговне доверили классное руководство в 5 классе. Опять же новое испытание, новые переживания, как сложатся отношения с классом, родителями.
— Конечно, очень важно наладить контакт с родителями, но еще важнее — с детьми. Их поддержка – это главное. Ведь если детям со мной будет хорошо, то и родители будут спокойны. К счастью, у меня и с родителями, и с ребятами все сложилось. Вот я болела, а они мне пишут, как скучают, записывают мне приветики… Это так трогательно. Естественно, я понимаю, что не всегда все так будет гладко, впереди переходный возраст, взросление, наверняка будут еще разные ситуации, и это неизбежно, это жизнь…

Педагогический дебют
Что и говорить, дебют у Екатерины Олеговны случился в 2024 году по всем направлениям, к началу профессионального пути добавилось испытание конкурсом «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют».
С декабря 2024 г. по январь 2025 г. проходил муниципальный этап конкурса, по итогу которого Екатерина Стоволосова стала абсолютным победителем среди дебютантов. Кстати, лучшей ее признало и детское жюри. Далее молодого педагога ждало участие в областном этапе конкурса «Учитель года Дона».
— Знаете, районный конкурс мне дался гораздо тяжелее. Ведь ты понимаешь, все тебя тут знают, очень важно было выступить достойно, не подвести своих наставников, которые вложили в меня столько труда. А на область я поехала с мыслью: ну не получится что-то, так завтра и забудут там обо мне… И это помогло как-то почувствовать себя свободно, я выдохнула и успокоилась перед испытаниями.
Обретя равновесие, песчанокопская дебютантка дала урок, поделилась своим небольшим опытом, затем было публичное выступление. Жюри предложило ей оценить себя по стобалльной шкале. Екатерина дала себе 60 баллов. Члены жюри удивились: ведь это тройка! Тогда молодой педагог объяснила, что ее выступление это не только ее заслуга, а результат труда целой команды наставников, который она не вправе присвоить только себе. После этих слов жюри отметило, что молодой педагог заслуженно может ставить себе твердую пятерку, потому что не каждый ученик так благодарен своим наставникам, и не каждый готов признать, что знает еще очень мало, а значит, готов и дальше учиться и совершенствоваться в профессии…
— Когда я услышала свое имя в пятерке лучших, я, конечно, потеряла дар речи, даже не помню, как я выходила на сцену, — делится Е. Стоволосова. С одной стороны, это было неожиданно, а с другой – вполне ожидаемо, если учесть огромный труд моих наставников: Галины Александровны Токаревой, Ольги Александровны Буняевой, Татьяны Васильевны Кононовой, Светланы Владимировны Мироновой, Карины Гагиковны Зубцовой, Марины Владимировны Лышко. Я рада, что не подвела их, не подвела свою школу, своего директора Марину Владимировну Дудченко.
«В профессии не сомневаюсь»
В этом году Екатерина Олеговна поступила в педагогический ВУЗ. Потому как считает, что у авторитетного учителя обязательно должно быть высшее образование. Работая второй год, она уже не сомневается, что выбрала правильную профессию. А на мой вопрос, какой же, по ее мнению, должен быть учитель, ответила:
— Наверное, прежде всего любящим… любящим ученика, свою профессию, нельзя просто давать уроки, быть пустой внутри, ты наполняешь душу ребенка, а он в ответ твою… И сегодня, когда я слышу от моих первых учеников, которые мне сначала не доверяли, слова: «Вы — учитель, на урок к которому мы идем с удовольствием…» — это для меня самая большая похвала. В моей жизни есть педагоги, которые повлияли на мое самоопределение, на мою жизнь – это Оксана Петровна Горяинова, первый учитель, Татьяна Васильевна Кононова, учитель английского языка, Лариса Владимировна Сырцева, учитель ИЗО, и учитель физики Галина Николаевна Прудникова. Я мечтаю, чтобы когда-то кто-нибудь из учеников то же мог сказать и обо мне…









