Вокзалу железнодорожной станции Песчанокопская по архивным данным около 130 лет. Здание 19 века и сегодня выглядит величаво
Невозможно даже представить, скольких людей за 130 лет встречал и провожал наш вокзал. И сколько еще будет… Он выстоял в Гражданскую, а затем и в Великую Отечественную войну.
Много поколений выпускников по традиции после выпускных балов обязательно приходили на перрон ж.-д. станции и встречали пассажирские поезда.
Вспоминаю лето 1968 года… Мне двенадцать лет. Я с сестрой и отцом отъезжаем к фронтовому другу отца Павлу Ивановичу Волоконскому в Омскую область, в Сибирь. То событие запомнилось мне на всю жизнь.
Встреча фронтовых друзей прошла очень трогательно. Отец подошел и, не говоря ни слова, а только смеясь от радости, толкнул друга, как бывало в молодости, потискал, помял в своих объятиях, а затем произнес:
— Постарели мы, Паша, постарели… Но наша главная радость — это дети. У тебя вот четверо, а у меня двое. Все хорошо, Паша, хорошо!
На глазах мужчин выступили слезы радости.
Для гостей, как полагается, накрыли стол. Друзья выпили по сто фронтовых граммов за боевых товарищей, и что мне запомнилось — стоя, и даже перечислили многих поименно… Они все говорили, вспоминали, вспоминали…
А мы, дети, сидели за другим столом – кушали и слушали.
Отцу с дядей Пашей довелось хлебнуть немало горя, пройти через суровые испытания. В боях сложили головы их друзья, товарищи. И вот теперь они сидели за столом друг перед другом – знакомые и незнакомые, впервые встретившись за двадцать лет после войны…
Дядя Паша работал в исполкоме, рассказывал о своей работе, о родном селе (оно тоже было райцентром), но без железной дороги. А отец делился своей жизнью, о том, что трудится на ж.-д. станции. Начал он свой рассказ издалека, как ему рассказывали старожилы. Все, о чем говорил отец, мне было очень понятно, потому что я еще малым носил ему на дневное дежурство еду, приготовленную матерью.
Отец, как и его фронтовой друг, демобилизовался спустя два года после окончания войны. Возвратившись домой, работал стрелочником на разъезде Меклета, в десяти километрах от нашей станции. Работа сменная, по двенадцать часов ежедневно.
На работу добирался как придется, но без опозданий в любую погоду – такая военная дисциплина. Летом ездил на велосипеде, а в ненастье – пешком по шпалам. Когда освободилось место на станции, стало гораздо легче. Ответственность на отце лежала большая. Стрелки переводили вручную. Прежде чем сделать это, отец получал приказ по телефону от дежурного по станции, приказ записывал в журнал, затем проверял путь, на который должен прибыть состав – свободен ли он, и лишь тогда переводил стрелку. После этого необходимо было доложить по телефону о готовности к приему состава. Дежурный по станции сообщал поездному диспетчеру, и тот давал приказ на открытие семафора. В то время до 1960-1962 года основным локомотивом еще был паровоз. Дисциплина на железной дороге была строгая: по пассажирским поездам сверяли часы.
Отец отмечал, что он пришел работать на станцию примерно через 50 лет после ее открытия в 1896 году. При проектировании станции обсуждались разные варианты, большое значение играло наличие воды, ведь в те времена была паровозная тяга. Паровозу мощностью 600 лошадиных сил необходимо 25 тонн воды и топливо – уголь, чтобы тянуть состав в 12-17 вагонов на 50-60 км пути при скорости 25-30 км/час.
Вместе со строительством здания вокзала возводили дома для железнодорожников. Ж.-д станция была очень хорошо благоустроена. По разным данным в 1896 году ст. Песчанокопская приняла свой первый полноценный состав из грузовых вагонов. Как рассказывали старожилы, на открытии станции собралось немало людей, они заволновались, как только показался сдержанно фыркавший, источающий густые клубы дыма паровоз, тянущий за собой вагоны. Только после завершения строительства ж.-д линии Тихорецкая — Царицын (Волгоград) было открыто движение как грузовых, так и пассажирских составов.
В здании вокзала помимо служебных помещений работал буфет-ресторан. Пока прибывший на станцию паровоз заправляли водой, чистили топки (а на это уходило не менее 50 минут), пассажиры в это время могли покушать и взять продукты с собой в дорогу. Условия в ресторане были очень приличные. А когда на смену паровозам пришли тепловозы, и время стоянки сократилось в разы, ресторан перестал работать ночью, а только лишь как буфет в дневное время. Снабжение продуктами осуществлялось из Сальска. Учащиеся железнодорожной 27-й школы зачастую на большой перемене прибегали сюда покупать коржи, пирожки, булочки… Кстати, школ, находящихся в ведении железной дороги, было много. Ведь на всех разъездах, переездах жили семьи железнодорожников, их дети учились в школах-интернатах. Всю неделю школьники жили в школе, а в субботу после уроков их развозили на дрезине по домам, а по понедельникам – вновь на учебу. Разъезды от станции находились на расстоянии 10 км, а дома путевых обходчиков – 5 км.
В конце 1959 года началась замена деревянных шпал на железобетонные, прошла модернизация грузового парка, начали переходить с паровозной на тепловозную тягу, а где-то и электровозную. На нашем участке дороги тепловозы пошли где-то в 60-62-е гг. Перевод стрелок теперь осуществлялся дистанционно-централизованно. Стрелочников сократили, и отец пошел работать составителем поездов. Теперь пульт дежурного по станции сигнализирует о переводе стрелок, о занятости пути, о подходе поездов на станцию и об открытии сигналов к отправлению составов. Семафоры демонтировали и установили светофоры.
Бригада путейцев хозспособом после войны при поддержке других служб на прилегающей к железной дороге территории выстроили красивейший клуб. Создали парковую зону: высадили деревья, кусты сирени, усыпали дорожки песком, поставили лавочки. Фильмы, концерты, а также производственные собрания проходили в клубе, даже была летняя танцплощадка. Это было культурным местом для всего села.
Рядом с клубом располагался ж.-д магазин. Поодаль – водонапорная башня (скважину пробурили в 1910 году), она снабжала сначала паровозы, а теперь весь ж.-д поселок и часть села.
Была на станции и своя амбулатория. Медицинский персонал осуществлял профилактический надзор, прием и лечение железнодорожников и их семей, выезжали по разъездам и станциям, входящим в их ведомство; проводили медосмотры в школе №27.
Имелась и своя электроподстанция для обеспечения бесперебойной работы ж.-д транспорта, перевода стрелок, связи.
В послевоенные годы зимы были очень суровые, снежные, с метелями. Пути часто заметало снегом. Путейцы использовали огромные деревянные щиты для задержания снега, устанавливали их по обеим сторонам ж.-д полотна. Затем была создана организация «Живзащита», работники которой занимались высадкой деревьев вдоль магистрали и ухаживали за лесопосадками. Вот так жила и живет железнодорожная станция…
Долго еще сидели фронтовые друзья, вспоминая о военном и нынешнем времени…
С. Харитонов,
с. Песчанокопское.
(Фото из семейного архива.)