Преображение Господне — так называется один из великих праздников Православной Церкви, установленный в память о том, как Иисус Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор и преобразился перед ними, явил им Свою Божественность.
Суть православного праздника
Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того, чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.
Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22).
По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).
На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.
Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.
Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.
Народные традиции Яблочного Спаса?
Верующие христиане посещают торжественное богослужения в храме, освящают плоды нового урожая. В православии принято это делать в знак благодарности Богу за получение пропитания человеку.
Праздник сопровождался различными обрядами: прежде чем съесть освященное яблоко самому, следовало угостить близких, больных, нищих: «На Второй Спас и нищий яблочко съест».
И считалось, чем больше людей угостить, тем лучше будет урожай на следующий год. К празднику варили варенье, пекли пироги с яблоками, блины, варили компоты и угощали родных и близких.
Что нельзя делать в Яблочный Спас?
Большой праздник нельзя встречать с обидами в душе, быть в ссоре, ругаться, конфликтовать с кем-то, желать зла. Предосудительно жадничать и сквернословить. Нельзя заниматься будничными домашними делами — шить, вязать, делать ремонт. Но — можно работать в саду. Запрещалось убивать и даже прогонять любых мошек и насекомых. Действовал запрет на купание в водоемах. Не употребляли в этот праздник мясные и другие скоромные продукты, потому что продолжался Успенский пост. По этой же причине не допускалось шумное веселье, вечеринки с алкогольными возлияниями.