Раньше, когда мы смотрели фильмы про роботов, думали, что это фантастика или далекое будущее. Но мир меняется, и технологический процесс не стоит на месте, заставляя взрослых искать новые подходы к образованию детей. Робототехника — самое перспективное из современных направлений.
Ольга Разинкина с будущими робототехниками.
Уже несколько лет робототехнику на базе Центра внешкольной работы преподает Ольга Ивановна Разинкина. С ней мы вас сегодня и познакомим.
— Eсли бы мне когда-то раньше сказали, что я буду учить детей создавать роботов, наверное, не поверила бы, — говорит О.И. Разинкина. — А сейчас я не только учу ребят конструировать и программировать, но и воспитываю в них соревновательный дух, учу работать в команде, находить наилучшие решения для своих проектов и, конечно, не бояться воплощать мечты в реальность.
Педагогом дополнительного образования в Центре внешкольной работы Ольга Ивановна трудится с 1994 года. Тринадцать лет вела занятия в объединении «Умелые ручки». Когда остро встал вопрос о поддержке и развитии детского технического творчества, руководство ЦВР предложило педагогу освоить новое направление и возглавить объединение «Робототехника». Были большие сомнения: справлюсь ли я, получится ли передать новые знания детям? Но, вооружившись поддержкой родных и коллектива, Ольга Ивановна с головой окунулась в новое для нее направление. Пройдя обучение в ДГТУ, изучив специальную литературу и опыт работы других педагогов по робототехнике, она поняла одно — не надо бояться делать первые шаги.
— Робототехника — создание роботов с помощью специальных конструкторов, — понятно и доходчиво объясняет педагог. — Она включает в себя три направления: конструирование, программирование и электронику. Моя главная задача — знакомить ребенка с основами механики и развивать его навыки. Дети легко вовлекаются в процесс, им интересно самостоятельно создать робота и увидеть результат. Занятие сочетает развлечение и образование.
Ну и действительно, на каком еще уроке можно самостоятельно собрать робота и заставить его выполнять определенные команды, например, ходить по кругу или приседать?
Мы используем специальные наборы, в которые входят пластиковые детали, двигатели, различные датчики и программируемый блок. Кстати, стоимость их довольно высокая, от 10 тысяч рублей и выше. Но приносить на занятия свой конструктор нет необходимости, Центр внешкольной работы обеспечивает обучающихся всем необходимым материалом.
С ребятами мы начинаем с простого, с понятия «деталь», правил их соединения. Затем переходим на конструирование, учимся программировать, выстраивать алгоритмы, анализировать ошибки, которые, к сожалению, иногда случаются. Получается не сразу и не у всех.
Конечно, робототехника больше привлекает мальчишек. Занятия по робототехнике рассчитаны на поэтапное усвоение материала, и в целом курс рассчитан на несколько лет. Ребенок, который сейчас получит базовые знания и навыки в научно-технической сфере, в дальнейшем будет комфортно себя чувствовать в новом мире и легко разбираться с новыми технологиями.
Уже сейчас ребята, обучающиеся у Ольги Ивановны, успешно участвуют в выставках и соревнованиях различного уровня, получая заслуженные грамоты и дипломы.
Не забывает специалист и о саморазвитии: О.И. Разинкина — постоянный участник семинаров и курсов повышения квалификации. Активно делится накопленным опытом и с коллегами. Так, для директоров и заместителей директоров учреждений нашего района она провела семинар по теме «Первые шаги в робототехнику», а для преподавателей по технической направленности семинар «Техническое творчество — пути развития в образовательной организации».
Ольга Ивановна активно сотрудничает с Донским Государственным техническим университетом, с областным Центром технического творчества учащихся, а также с коллегами из соседних районов.
В уходящем году О. Разинкина приняла участие в областном этапе Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и стала его Лауреатом. Впереди следующий уровень — всероссийский этап!
За высокопрофессиональный и плодотворный труд по обучению и воспитанию молодежи, успехи в развитии творческой активности и трудолюбии Ольга Ивановна Разинкина награждена Благодарственным письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
— Любая победа, необязательно на педагогическом поприще, влияет на восприятие человека в дальнейшем, это определенные обязательства, — считает педагог. — Как переход на более высокий уровень делает работу ответственней и трудней, так и получение званий и премий не велят расслабляться. В начале пути вы словно пробуете себя, а дальше — прав на ошибку меньше. Главное — всегда работать!