Теперь имя летчика известно

Эта история о том, как поисковик из отряда «Судьба солдата» Песчанокопского района Андрей Ильенко сумел вернуть имя неизвестному летчику-истребителю, погибшему под Белой Глиной.

Без рубрики

Приезжая по делам в село Белая Глина Краснодарского края, Андрей Ильенко почти всегда останавливается у реки Рассыпной, на подъезде к райцентру, где на постаменте высится большая гранитная глыба с выбитыми словами: «Здесь 1 августа 1942 года в воздушном бою был сбит советский самолет. Этот камень установлен в память о погибшем неизвестном летчике».

На этом памятном месте его всегда обуревало чувство большой несправедливости. Как же так? Ведь прошло столько времени, а летчик, положивший на Алтарь Победы самое дорогое, что у него было, свою жизнь, так и остался неизвестным! Поскольку Андрей сам уже много лет работает в поисковом отряде Песчанокопского района «Судьба солдата», входящего в «Поисковое движение России», он поставил перед собой цель: найти имя этого летчика. А. Ильенко озвучил свои намерения в семье, где его безоговорочно поддержали. А старшая дочь Софья, несмотря на творческую занятость, предложила свою помощь.

Для начала Андрей решил собрать максимум информации по данному эпизоду войны. Выбрав время, они с Софьей поехали в Белоглинский историко-краеведческий музей. Их радушно встретила директор музея Наталья Александровна Жарикова. Беседа с директором длилась долго, Софья записывала информацию о тех давних событиях. Вот что удалось узнать им у Натальи Александровны:

«…В первые дни августа 1942 года на глазах многих очевидцев над окраиной села Белая Глина в неравном воздушном бою был сбит наш истребитель. Машина упала в реку Рассыпная, подняв столб грязной воды, но ее хвост торчал над водной гладью. Немцы, приехавшие на место падения, попытались мощной лебедкой вытащить самолет из реки. Но, видимо, двигатель глубоко вошел в дно, и лебедка порвала машину надвое. Немцы вытащили хвост истребителя и часть кабины с телом летчика на сушу, забрали его документы и приказали подошедшим к месту падения селянам похоронить летчика на берегу реки.

Во время оккупации тайком, а после освобождения — регулярно женщины приносили к безымянной могилке цветы, жалели погибшего, говорили, что где-то на фронте вот так же лежат убитыми и их мужчины. В 1958 году останки летчика были перезахоронены в братскую могилу на мемориальной площади села Белая Глина.

В реке оставался двигатель, а потому была надежда узнать имя пилота по заводскому номеру на нем. По инициативе белоглинских активистов и ветеранов, по решению краевого поискового центра, в сентябре 1999 года поисковыми организациями Краснодарского края «Арсенал» и «Охрана памяти защитников Отечества» была проведена шестидневная поисковая экспедиция по подъему из реки обломков советского истребителя И-153. Операцию провели успешно, достали мотор и разрозненные части самолета. И хотя поиск и подъем проводили опытные поисковики, к сожалению, по останкам самолета так и не удалось установить личность погибшего» (видеофильм «Поднятие останков самолета И-13, в селе Белая Глина в 1999 году» можно посмотреть на YouTube (прим. редакции).

А. Ильенко созвонился с В.В. Стародубом — руководителем одной из старейших (создана 20 февраля 1994 года в г.Туапсе) поисковых организаций Краснодарского края «Охрана памяти защитников Отечества». Валерий Владимирович рассказал о проделанной огромной работе по розыску сбитого самолета и его подъему. Но вот поиск по установлению имени летчика зашел в тупик, потому что на тот момент все данные о потерях Министерством обороны были засекречены. Надо заметить, что поисковики «Кубаньпоиск» и «Кубанский плацдарм» на этом не успокоились и до 2017 года пытались найти имя летчика. Но тщетно. По информации директора музея Н.А. Жариковой, на многочисленные запросы в Госархивы ей отвечали, что данных о потерях самолетов И-153 в период с 30 июля по 13 августа 1942 года над территорией села Белая Глина нет.

Но время идет. Уже рассекречены и выставлены в свободный доступ в Объединенных банках данных «Мемориал» и «Память Народа» масса документов о кадровых потерях наших воинов по всей матушке России. Андрей и Софья, заручившись поддержкой директора музея, начали розыск с самого начала.

В течение года они пересматривали различные архивные документы, базы данных. Еще несколько раз приезжали в Белоглинский музей, где вновь и вновь перебирали фотографии двигателя истребителя, сделанные в сентябре 1999 года. И, наконец, удача! Была найдена фотография с нечетким номером двигателя 621076.

После этого Андрей обратился с собранными данными к региональному руководителю «Поискового движения России» Владимиру Кирилловичу Щербанову. Он посоветовал связаться с руководителем поискового объединения «Тризна» Ильей Прокофьевым из г. Москва, у которого обширный архив, большое количество справочной литературы и огромный опыт работы по розыску летчиков и самолетов. Остальное было делом техники.

Номер двигателя самолета попадает к Кубанским поисковикам, и не случайно. У них тоже огромная, наработанная годами база архивной и справочной литературы по авиации. По номеру двигателя был определен номер самолета 6628, его принадлежность и имя летчика-истребителя.

В архивах удалось найти следующую информацию: самолет И-153 «Чайка» с указанными данными в июле 1942 года числился в составе 267-го Истребительного авиационного полка 236-й Истребительной авиационной дивизии и был потерян при боевой работе. Пилот данного самолета — младший лейтенант Зуйков Сергей Степанович не вернулся с задания 2 августа 1942 года из района села Новопокровское, расположенного недалеко от места обнаружения обломков самолета.

Сразу же поисковики начали розыск родных Сергея Степановича Зуйкова. На многих поисковых сайтах зазвучала эта фамилия. На наш призыв о помощи в розыске родственников Зуйкова откликнулась Председатель Иркутского регионального отделения ПДР Нина Викторовна Торопкина, у которой в комитете по молодежной политике города Санкт-Петербург работает подруга Кристина Соболева. Она попытается найти родственников героя в городе, откуда Сергей Степанович Зуйков пошел воевать, где жил его отец Степан Семенович.

Кстати сказать, Андрей Николаевич Ильенко уже отметился на Белоглинской земле в июле 2018 года. Именно он, по просьбе поисковиков из Санкт-Петербурга, нашел родственников подводника-балтийца (Щ-405) из пос. Центрального Белоглинского района Николая Тимофеевича Павлова (1921-1942 гг).

Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность отзывчивым, неравнодушным людям, помогающим вернуть родным и близким, сгинувших на той далекой войне воинов, навсегда оставшихся молодыми.

с. Песчанокопское.

***
фото: Архивное фото летчика С.С. Зуйкова.;И-153 «Чайка» — советский поршневой истребитель 1930 — 1940 годов.;;Памятник неизвестному летчику на берегу реки близ села Белая Глина.;Поисковик Андрей Ильенко на Миус-фронте, Куйбышевский район.

Новости Песчанокопского района - газета Колос
Добавить комментарий