Для претензий не утверждена какая-либо конкретная форма, однако, существует ряд правил, которых следует придерживаться при составлении претензий.
В «шапке» претензии следует указать адресата (продавца, исполнителя) и адресанта (потребителя), а также их адреса. Узнать правильное наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя (продавца, исполнителя) можно из чека. Кроме того, эту информацию можно посмотреть на сайте Федеральной налоговой службы, используя ИНН или ОГРН хозяйствующего субъекта: https://www.nalog.ru/.
Основная часть претензии должна содержать описание фактических взаимоотношений потребителя и предпринимателя: что было приобретено, когда и по какой цене, в чём заключается нарушение прав.
Назначение претензии — это предъявление продавцу (исполнителю) какого-либо требования. Указанное требование, как правило, указывается в конце претензии, после чего проставляется подпись потребителя и дата.
Направить претензию можно любым способом, который обеспечит фиксацию вручения. Можно вручить претензию лично, но для этого её необходимо составить в двух экземплярах и потребовать от продавца (исполнителя) поставить отметку о принятии на том экземпляре, который останется у потребителя.
В случае, когда личное вручение претензии невозможно, или продавец (исполнитель) отказывается принять претензию, её можно направить по почте. В случае направления по почте рекомендуется составлять опись вложения почтового отправления либо отправлять заказное письмо с уведомлением о вручении.
После вручения претензии продавцу (исполнителю) необходимо выждать срок, установленный законом. Так, при предъявлении требования о возврате уплаченных денежных средств за приобретённый товар ненадлежащего качества, этот срок равен десяти календарным дням.
В случае не получения ответа на претензию, либо получения не удовлетворяющего ответа на основании ст. 11 Гражданского Кодекса РФ потребитель имеет право обратиться в судза защитой нарушенных прав, поскольку орган по защите прав потребителей, в силу действующего законодательства не наделен полномочиями по понуждению продавца (исполнителя)удовлетворить требование потребителя о возврате денежных средств, равно как и понуждение возместить убытки, причиненные вследствие нарушения договора, поскольку споры данной категории подлежат рассмотрению исключительно в судебном порядке.
Дополнительно информируем, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru/ функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, с помощью которого можно ознакомиться с образцами претензионных и исковых заявлений, многочисленными памятками, обучающими видеороликами. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
(По информации Роспотребнадзора)