4 декабря Церковь празднует великий двунадесятый праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это не просто воспоминание об эпизоде из детства Девы Марии, а событие, полное глубокого исторического и богословского смысла, обросшее богатыми церковными и народными традициями.
1. Исторический и богословский смысл события
Событие праздника не описано в канонических Евангелиях, но бережно сохранено и подробно изложено в Церковном Предании (в частности, в апокрифическом «Протоевангелии Иакова», II в.).
- Исторический контекст: Родители Марии, праведные Иоаким и Анна, дали Богу обет: если у них родится дитя, они посвятят его на служение Ему. Рождение долгожданной дочери стало чудом. В исполнение обета, когда Марии исполнилось три года, они торжественно привели Её в Иерусалимский храм.
- Богословское значение:
- Освящение человеческой природы. Шаг Марии по ступеням храма символизирует начало нового этапа в отношениях Бога и человечества. Через чистую душу Отроковицы сама человеческая природа готовится стать достойным сосудом для Боговоплощения.
- Конец Ветхого Завета и предвестие Нового. Важнейший момент — введение Марии первосвященником Захарией в Святая Святых (греч. «наос»). Это было место исключительной святости, куда раз в год входил только первосвященник. Этот беспрецедентный акт знаменовал конец эпохи Ветхого Завета, где Бог был отделён и недоступен. Мария, как будущий живой храм и одушевлённый ковчег, становится началом Нового Завета — завета личной встречи и единения.
- Образ совершенной жертвы. Дарование себя Богу с детских лет — это прообраз совершенной жертвы и послушания, которые в полной мере явят Христос и Его Матерь. Её свободное вхождение в храм — первый шаг на пути, который приведёт к Благовещению и Рождеству Спасителя.
2. Традиции празднования в Церкви
Праздник относится к непереходящим двунадесятым и имеет один день предпразднства (3 декабря) и четыре дня попразднства.
- Богослужение: Совершается всенощное бдение накануне. Богослужебные тексты (стихиры, тропарь, кондак) пронизаны одной ключевой мыслью: «Храм одушевленный» (Богородица) входит в «храм каменный», предуготовляя вселение в Неё Божества. Звучит тема чистоты, избранности и радости. С этого дня на утрене начинают петь рождественскую катавасию «Христос рождается…», что усиливает ожидание пришествия в мир Спасителя.
- Иконография: Классическая икона праздника изображает процессию: праведных Иоакима и Анну, ведущих маленькую Марию к храму, девиц со светильниками и первосвященника Захарию, встречающего Её у ступеней. Часто изображается сам момент вхождения Марии в Святая Святых.
- Пост: Устав предписывает в день праздника разрешение на рыбу, вино и елей, независимо от дня недели, так как праздник приходится на период Рождественского поста.
3. Народные обычаи и приметы
На Руси праздник Введения (Введенья) был важной календарной границей, отмечавшей окончательный приход зимы и начало зимних гуляний.
- «Введенские морозы»: С этого дня ожидали настоящих зимних холодов. Говорили: «На Введение зима вводится», «Введенье лёд заводит».
- Окончание осенних работ и начало зимних: Заканчивались свадьбы, закончившиеся до осеннего поста. Начинался период санного пути («с Введенья устанавливался зимний торг»). Крестьяне переходили на зимние виды работ и промыслов.
- Приметы, связанные с погодой и урожаем:
- «Если на Введение мороз, то всё рождественское время будет морозным, а лето — жарким».
- Сильный снегопад на Введение предвещал богатый урожай хлеба в будущем году.
- Морозная и ясная погода сулила хороший урожай грибов и ягод.
- Запреты: Считалось, что на Введение нельзя копать землю, давать деньги в долг, иначе весь год пройдёт в бедности и тяжёлом труде. Эти запреты отражали народное понимание праздника как времени покоя и божественной благодати, которое не стоит нарушать суетными делами.
Введение во храм Пресвятой Богородицы — это не просто воспоминание о далёком событии. Это призыв к каждому: войти в храм своей души, очистить её от суеты и посвятить Богу то лучшее, что у нас есть — время, силы, любовь.









