Зимние месяцы – самые непростые для школьников. Тому причиной короткий световой день, объективное уменьшение возможностей активно проводить досуг на свежем воздухе… Плюс учебные нагрузки, которые возрастают по мере взросления самого ребенка: объем получаемой информации растет, увеличивается время, необходимое для самоподготовки и выполнения домашних заданий.
Согласно статистике, второклашки, которые получают свою первую «домашку», тратят на ее выполнение в среднем полтора часа в день. А уже к старшим классам время, отведенное на самоподготовку, достигает 4-6 часов, не считая суммарного урочного времени в школе.
Такие нагрузки без профилактических мероприятий могут сами по себе оказывать негативное влияние на здоровье и развитие ребенка. Зимой же, в условиях недостатка естественного освещения, длительного пребывания в статичной позе в закрытых помещениях риск развития различных патологий (чаще всего связанных со зрением, осанкой, позвоночником) сильно возрастает. Поэтому усилий для профилактики требуется гораздо больше.
Важную роль в сохранении здоровья ребенка играет обустроенное рабочее место, поскольку в школах его организация строго контролируется на соответствие требованиям безопасности и здоровьесберегающего подхода к учебному процессу. Дома такая ответственность лежит в первую очередь на родителях.
Во время учебного процесса – будь то в школе или дома – детям приходится подолгу сидеть, часто в каком-то неподвижном статическом положении. И если рабочее место организовано неправильно или оно недостаточно хорошо освещено, мебель не соответствует росту и возрасту ребенка, то последствия не заставят себя долго ждать.
У детей младшего школьного возраста есть ряд определенных анатомо-функциональных предпосылок развития нарушения осанки. Например, незавершенность процессов окостенения, отставание развития мышечной системы от процессов роста скелета. Нарастание мышечной силы и выносливости у девочек происходит только к 10–12 годам, у мальчиков – в 13–14 лет. Поэтому статические нагрузки, связанные с необходимостью длительно поддерживать позу сидя при выполнении учебных заданий, вызывают быстрое утомление.
Обустройство по правилам
Для школьника важны:
— правильный стол
Высота стола должна соответствовать антропометрическим данным ребёнка, превышая уровень его локтя в положении сидя на 2-3 сантиметра. Использование стола чрезмерной высоты повышает вероятность развития боковых искривлений позвоночника у ребёнка. Низкий стол, наоборот, способствует формированию сутулости. Наличие у стола столешницы с регулируемым углом наклона является положительным фактором, облегчающим ребёнку поддержание правильной осанки во время занятий. При этом следует контролировать угол наклона, который не должен превышать 7-15°.
— подходящий стул
При выборе стула для ребенка следует уделить особое внимание высоте сиденья. Оптимальная высота достигнута, когда стопы ребенка в положении сидя полностью соприкасаются с полом. Не допускается «висение» ног в воздухе. В случае, если ноги ребенка не достают до пола и замена мебели по каким-либо причинам невозможна, рекомендуется использовать специальную подставку для ног. Расположение стула должно обеспечивать глубокое сидение ребенка на сиденье, при этом между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство шириной 3-4 сантиметра.
Приобретая мебель для детей, следует отдавать предпочтение моделям с возможностью регулировки размеров. Это особенно актуально в начальной школе, когда дети переживают период быстрого роста. В среднем, ежегодный прирост высоты составляет 25 сантиметров. Использование регулируемой мебели позволит избежать частой замены предметов интерьера по мере взросления ребёнка, что является экономически выгодным решением.
Рабочее место школьника дома должно проветриваться и быть хорошо освещено. Поэтому идеально, если получится поставить стол у окна. Если такой возможности нет, а также осенью и зимой, когда естественного освещения недостаточно, необходимо использовать дополнительные источники света – общие и локальные: настольные лампы, светильники и т.д. Для правшей источник света должен располагаться слева, для левшей – справа. Регулярное проветривание комнаты снижает концентрацию углекислого газа в воздухе и позволяет дольше сохранять физическую и умственную работоспособность.
Контролируйте позу ребенка за столом. Положение тела за рабочим столом оказывает существенное влияние на здоровье позвоночника и органов зрения.
Оптимальная рабочая поза сидя предполагает выдерживание следующих условий:
- Ноги: согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым углом, ступни плотно прилегают к полу.
- Руки: предплечья и кисти рук располагаются свободно на поверхности стола.
- Позвоночник: крестцово-поясничный изгиб позвоночника поддерживается спинкой сиденья.
- Расстояние до рабочего материала: от глаз до книги или тетради должно быть 30-35 сантиметров.
Соблюдение этих рекомендаций позволит минимизировать нагрузку на позвоночник и глаза, способствуя сохранению здоровья и работоспособности.